Давай поиграем! Советы игротерапевта Филиппа Савинкова по программе слухоречевой реабилитации

26062025IT26 июня 2025 года. В Национальном медицинском исследовательском центре оториноларингологии ФМБА России специалистами отделения сурдологии и слухоречевой реабилитации разработана и успешно внедрена комплексная программа слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха после проведения кохлеарной имплантации, направленная на формирование естественного слухоречевого поведения ребенка, его коммуникативных навыков в обществе и полноценного развития. Большая роль в успешной реабилитации детей-пользователей систем КИ отводится игротерапии. Актер театра и кино, игротерапевт отделения Филипп Савинков делится советами с коллегами-реабилитологами и родителями детей с нарушением слуха по проведению игровой терапии, выбора игры и ее роли в развитии коммуникативных навыков ребенка.

«Великий русский писатель Максим Горький говорил, что игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут. И он был прав! Дети не могут жить без игры. Именно игра и игровая терапия является особым способом взаимодействия с ребенком, в процессе которого ребенок остается быть самим собой и установить отношения с окружающими его людьми. В процессе игры малыш не замечает, что его учат не только говорить, но и развивать навыки общения с другими детьми, находить с ними взаимопонимание, вместе смеяться и радоваться.

Я, как актер и специалист по игровой терапии, стараюсь в игре закрепить не только физические навыки, освоить предметно-манипулятивную активность, но и эмоциями, выражением лица, артикуляцией и звуками сопровождать игровые моменты. Я всегда замечаю, что вовлеченные в игру дети играют почти бессознательно, увлеченно, их движения и речевые навыки становятся естественнее и ярче. Мой добрый совет коллегам – не пытайтесь переделывать ребенка, не следует учить его каким-то специальным поведенческим навыкам. Позвольте ребенку «прожить» в игре волнующие ситуации и проигрывать свои эмоции и чувства. Пусть дети играют с удовольствием, предложите им сюжетно-ролевые игры, где вы сможете проследить восприятие окружающего мира, социализацию ребенка через предложенную ему роль.
Какие игры выбрать ? Игры с куклами, с предметами, игры с элементами сказкотерапии, игры соревновательного характера, командные и развивающие игры.

Занятия по игровой терапии отличаются от занятий с сурдопедагогами или логопедами, которые работают на развитие реакции на звук, различие голоса и разнообразных звуков, ранее недоступных детям с нарушением слуха.
Цель специалиста по игротерапии – посредством игры сделать так, чтобы малышу захотелось применить эти новые звуки и слуховое восприятие в своей жизни!

И еще несколько советов родителям:
- играйте со своим ребенком, так он быстрее после кохлеарной имплантации начнет слышать и говорить;
- научитесь слышать своего ребенка, понимать, что он хочет донести через игру;
- не навязывайте ребенку свои игры и игрушки, пусть он сам сделает выбор;
- обязательно восхищайтесь новыми навыками и умениями ребенка, хвалите его за успехи;
- помните, что игровой опыт ребенка в процессе игры с участием взрослых или детьми старшего возраста, в дальнейшем поможет ему выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками и всем миром!

С пожеланиями успехов,
Ваш Филипп Савинков»

26062025IT226062025IT326062025IT4

26062025IT526062025IT626062025IT7

26062025IT826062025IT26062025IT9

26062025IT1026062025IT1126062025IT12

 

 

Our Partners

 Mininstry of Health
Mininstry of Health 
of the Russian Federation
National Health Development Fund
Eurasian Assembly of Otorhinolaryngologists
National Association of Otorhinolaaryngologists