Научно-клинический отдел аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации
Одним из направлений работы Национального медицинского исследовательского Центра оториноларингологии ФМБА России является реабилитация глухих и слабослышащих людей, которой занимается научно-клинический отдел аудиологии, слухопротезирования и слуховой реабилитации.
Научная деятельность НКО аудиологии, слухопротезирования и слуховой реабилитации
В настоящее время ведется активная научно-исследовательская работа по следующим направлениям:
- Морфофункциональное состояние среднего и внутреннего уха у пациентов после кохлеарной имплантации;
- Оптимизация аудиологического ведения пациентов раннего возраста с сенсоневральной тугоухостью;
- Критические параметры систем слуховой имплантации;
- Реабилитация пациентов с нарушением слуха с применением различных технических средств реабилитации;
- Разработка и внедрение объективных методов диагностики нарушения слуховой функции;
- Диагностика, профилактика и лечение тугоухости имеющей связь с выполнением профессиональных обязанностей;
- Разработка клинических рекомендаций для врачей по профилю «сурдология-оториноларингология»;
- Клиническая оценка имплантируемых и не имплантируемых технических средств реабилитации лиц с нарушением слуха;
- Клинические исследования препаратов, средств реабилитации готовящихся к использованию на территории Российской Федерации.
В отделении сурдологии выполняется весь спектр аудиологических исследований, включающий в себя:
- исследование слуха шепотной и разговорной речью
- камертональные исследования
- тональную пороговую аудиометрию
- тональную надпороговую аудиометрию
- тональную аудиометрию, в свободном звуковом поле, в том числе со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом
- речевую аудиометрию в наушниках; в свободном звуковом поле, в том числе со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом, импедансометрию, исследование отоакустической эмиссии
- сурдопедагогическое тестирование, в том числе со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом
- тестирование амплитудно-частотных характеристик слуховых аппаратов
Отдел аудиологии, слухопротезирования и слуховой реабилитации также занимается:
- консультированием по вопросам электроакустической коррекции слуха
- тестированием амплитудно-частотныххарактеристик слуховых аппаратов пациентов - выявление соответствия АЧХ аппарата остаточному слуху пациента
- настройкой различных слуховых аппаратов
- подбором широкого спектра цифровых слуховых аппаратов ведущих отечественных и зарубежных фирм-производителей: OTICON (Дания), WIDEX (Дания), BERNAFON (Швейцария), SIEMENS (Германия), Phonak (Швейцария), ReSound (Дания) и др.
- изготовлением индивидуальных ушных вкладышей
- адаптационной работой после электроакустической коррекции слуха
- слухопротезированием у пациентов, перенесших операцию кохлеарной имплантации
- определением показаний к электроакустической коррекции слуха имплантируемыми слуховыми аппаратами
- настройкой имплантируемых слуховых аппаратов
Кроме того, в отделе аудиологии, слухопроткзирования и слуховой реабилитации специалисты Центра оказывают логопедическую помощь. Если речь ребенка по тем или иным параметрам отстает от возрастных критериев, логопедические занятия откладывать нельзя. Раннее начало коррекционной работы позволяет предупредить возможность появления вторичных нарушений, развивает познавательные способности, формирует адекватное поведение в социально значимых ситуациях.
Коррекционно-педагогическая работа с ребенком направлена на преодоление таких речевых расстройств, как:
- нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, пропуски, перестановки звуков)
- нарушение слоговой структуры слов
- лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова
- неправильное грамматическое оформление высказывания
- трудности в усвоении способов словообразования; нарушения развернутой фразовой речи
- мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушения в выразительных средствах устной речи
- бедность выразительных средств устной речи
- нарушение общения