Отделение медицинской реабилитации для детей с нарушением слуха.
Согласно порядку организации медицинской реабилитации детей, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2019 г. N 878н с января 2023 года в ФГБУ НМИЦО ФМБА России открыто и успешно функционирует отделение медицинской реабилитации. Отделение оснащено самым современным аудиологическим оборудованием для диагностики слуха и сопутствующих нарушений, соответственно приложению 12 вышеупомянутого приказа. Отделение медицинской реабилитации оказывает помощь детям с двусторонней сенсоневральной или кондуктивной тугоухостью III, IV степени, глухотой после проведения слухопротезирования или кохлеарной имплантации в условиях круглосуточного стационара.
С начала года реабилитацию в стенах Центра прошли более 400 человек. Коллектив отделения представлен мультидисциплинарной командой в числе сурдологов-оториноларингологов, слухопротезистов, сурдопедагогов, логопедов, медицинскими психологов, воспитателя, игротеравпевта и младшего медицинского персонала для комплексной реабилитации детей с нарушением слуха.
Основная цель отделения медицинской реабилитации для детей с нарушением слуха - слухоречевая реабилитация лиц с нарушением слуха, использующих технические средства реабилитации. Работа отделения медицинской реабилитации для пациентов с нарушением слуха включает следующие аспекты:
1. Диагностика. Отделение оснащено полным спектром современного диагностического оборудования для проведения комплексного обследования слуха, представленного аудиометром, импедансометром, модулем регистрации ЗВОАЭ, КСВП и ASSR. В Центре реализуется возможность полного обследования кандидатов на кохлеарную имплантацию и слухопротезирование, включающую лучевую диагностику, запись ЭЭГ, обследование слуха в условиях физиологического и медикаментозного сна, консультации смежных профильных специалистов и сопровождение на этапах получения высокотехнологичной помощи по профилю «кохлеарная имплантация».
2. Подключение и настройка речевых процессоров. В рамках реабилитационного курса проводится подключение речевого процессора всех зарегистрированных в РФ систем кохлеарной имплантации через 30-40 дней после хирургического этапа кохлеарной имплантации. Настройка речевого процессора является сложным медико-технологическим процессом, осуществляемым сертифицированными врачами-сурдологами-оториноларингологами. В процессе реабилитации осуществляется тестирование работы системы кохлеарной имплантации, телеметрия импланта, измерение сопротивления по ходу электродной решетки, регистрация нервного ответа на электрические стимулы и настройка речевого процессора, согласно полученным объективным данным, рекомендациям сурдопедагога и субъективным ответам пользователя. Проводится инструктаж по правилам эксплуатации и техническим особенностям систем кохлеарной имплантации различных производителей. По завершению реабилитационного курса пациенты или их законные представители получают рекомендации по использованию программ, согласно акустическим ситуациям или реабилитационному плану.
3. Подбор и адаптация слуховых аппаратов. Большая группа пациентов с тяжелой и глубокой степенью потери слуха являются пользователями слуховых аппаратов. Являясь одним из видов технических средств реабилитации, слуховые аппараты требуют адекватного их подбора, точной настройки и обслуживания в процессе эксплуатации. Специалисты сурдологи-слухопротезисты назначают подходящий к конкретной степени и характеру потери слуха слуховой аппарат, а также настраивают его для максимального комфорта и эффективности, согласно данным аудиологического обследования и рекомендациям сурдопедагога.
4. Сурдопедагогическая и логопедическая реабилитация. Отделение медицинской реабилитации в тесном сотрудничестве с Научно-клиническим отделом сурдологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации Центра располагает коллективом специалистов педагогического профиля. В рамках реабилитации ежедневно проводятся индивидуальные сурдопедагогические и логопедические занятия для развития слухового восприятия, речи, артикуляции и других коммуникативных навыков. Коррекционно-развивающие занятия, включают педагогическую оценку слуха с использованием технических средств реабилитации слуха. Ребенок обучается вызыванию условно-двигательной реакции на звук, развивает навыки слухового восприятия. Знакомится с характеристиками звуков: формирует и обогащает пассивный и активный словари. Кабинеты педагогов оснащены методическими пособиями, игровыми и педагогическими инструментами, широко применяемыми на различных этапах слухоречевой реабилитации.
5. Психологическая поддержка. Психологическая помощь детям и их родителям направлена на преодоление эмоциональных и социальных трудностей, связанных с нарушением слуха. Занятия проводят квалифицированные нейропсихологи, используются различные интерактивные модули и возможности сенсорной комнаты. Как одно из средств психологической реабилитации, специалистами отделения медицинской реабилитации активно используется сенсорная комната. Для успешного развития ребенку необходимо получать достаточное количество сенсорной стимуляции. Чаще этот процесс проходит естественно в соответствии с возрастными изменениями человека. Если процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, в том числе в связи с нарушением слуха, а также организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными. Это влияет на формирование процессов обучения, физическое, эмоциональное развитие и поведение.
Сенсорная комната — это организованная специальным образом психологически безопасная среда, которая наполнена различными стимуляторами, воздействующими на разные органы чувств. В нашей комнате установлены все современные интерактивные приборы, а также инновационное сенсорное оборудование. При помощи оборудования сенсорной комнаты возможно заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, активность; активизировать разнообразные ощущения восприятия, зрительно - двигательную координацию; способствовать эмоциональному подъему и улучшению настроения. Именно в специально организованной для психологической работы «темной» сенсорной комнате взаимодействие между пациентами интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично.
Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.
Релаксационный – мягкие покрытия спокойной цветовой гаммы, пуфы и подушки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, релаксационная музыка. Пациент, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться, а медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с музыкой создает атмосферу уюта, безопасности и спокойствия.
Активационный – оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами (привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника), сенсорные панели для рук, ног, массажные мячики.
Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста, что позволяет нам охватить все возрастные категории пациентов. Расширение спектра использования современных методик по сенсорной интеграции в отделении медицинской реабилитации показало свою эффективность при ведении пациентов с нарушением слуха. Применение занятий по сенсорной интеграции в сенсорной комнате в комплексной реабилитации детей показывает положительную динамику в виде улучшения когнитивной, психоэмоциональной и поведенческой сфер, что значительно повышает доверие и приверженность к терапии как у маленьких пациентов, так и их родителей.
6. Интеграция в общество. Специалисты отделения медицинской реабилитации помогают детям в адаптации в социальную среду, обучают специальным навыкам использования технических средств реабилитации, которые помогут им успешно функционировать, коммуницировать, социализироваться, получать образование и чувствовать себя полноценным членом общества.
7. Сотрудничество с родителями. Сурдопедагоги и дефектологи обучают родителей специальным методикам и приемам, которые они могут использовать для успешной реабилитации и помощи своему ребенку в повседневной жизни. В штате отделения реабилитации предусмотрен воспитатель, для организации досуга и прогулок детей вне занятий, запланированных по расписанию. В конце дня у детей и родителей есть возможность совершить прогулку в благоустроенном сквере на территории центра и, при необходимости, пообщаться с посетителями. В программу реабилитации включены так же групповые занятия с игротерапевтом-актером, в процессе которых ребенок может проявить и развить творческие способности и коммуникацию со сверстниками.
8. Организация распорядка дня. При поступлении в отделение родители знакомятся с правилами и распорядком дня. Дети и их сопровождающие обеспечиваются пятиразовым горячим кассетным питанием, соответствующим возрасту, предоставляемым в комфортабельных двухместных палатах с собственным санузлом, душем и комплектами постельного белья и полотенец. Отделение оснащено круглосуточным постом с квалифицированным средним медицинским персоналом. Уборка палат и помещений производится ежедневно.
Отделение медицинской реабилитации для детей с нарушением слуха обеспечивает комплексный подход к помощи детям, страдающим от проблем со слухом, и помогает им достичь наилучшего качества жизни и максимальной самостоятельности.
Родители детей, прошедших реабилитацию в стенах нашего отделения, отмечают высокий уровень занятий с сурдопедагогами, насыщенные сессии с медицинским психологом и сурдологом, хорошо отзываются об оснащении отделения. Положительный опыт реабилитации подтверждается отзывами и желанием пройти повторные курсы реабилитации в ближайшем времени. Мы будем рады предложить нашу помощь всем нуждающимся в комплексной реабилитации пациентам с нарушением слуха.
Запись на медицинскую реабилитацию после кохлеарной имплантации или слухопротезирования слуховыми аппаратами по E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.