ПОВЕРЯЮТ ГАРМОНИЮ АЛГЕБРОЙ
Говорят, с давних времен лучше всех ставят голос в итальянских певческих школах, в миланском Ла Скала, в первую очередь. Туда посылают лучших молодых певцов, где их учат правильному дыханию, "звучанию", тренировке связок и гортани. Учат, разумеется, по старинке (опыт-то многовековой). Дело это долгое и непростое, зато результаты впечатляют. Не всегда, конечно, но уж если попадется настоящий талант настоящему педагогу, он огранит этот алмаз в великолепный сверкающий бриллиант. А нельзя ли помочь и педагогу, и певцу упростить, ускорить и облегчить процедуру "огранки"? Тем более что она необходима не только певцам, но и драматическим актерам и лекторам, многим другим "разговорникам".Педагог с помощью эндоскопа наблюдает за работой голосового аппарата.
В Московском научно-клиническом центре оториноларингологии, вообще-то, занимающемся лечением различных заболеваний уха, горла и носа, появилась Лаборатория певческого и сценического голоса, руководимая канд. мед. наук Е.Осипенко. На московской международной выставке "Здравоохранение-2005", проходившей в павильонах ЗАО "Экспоцентр", внимание посетителей привлекал стенд этой лаборатории, где рассказывалось, как современная наука и техника позволяют ее сотрудникам ставить голос певцам, чтецам, драматическим актерам, дикторам, преподавателям, исправлять различные нарушения речи, лечить заболевания гортани.
Все это проводится на основе исследования анатомии и физиологии работы гортани и голосового аппарата, цель которых — раскрыть или хотя бы приблизиться к раскрытию тайны голосообразования у людей.
Это во многом удалось сделать благодаря использованию современной медицинской и компьютерной техники. В первую очередь с помощью видеоларингостробоскопии. Пациент разевает рот, куда вводится эндоскоп (см. фото). Не пугайтесь, эндоскоп даже не касается тканей, врач держит его на весу как некое увеличительное стекло, которым эндоскоп, в принципе, и является, поскольку в его корпусе имеются светодиодная подсветка, специальная оптика и мини-телекамера. С помощью этого прибора врач наблюдает работу голосового аппарата, поскольку пациента просят произнести "а-а-а", "и-и-и", пропеть что-то, без слов разумеется, рот закрывать нельзя. Но наблюдает не напрямую, а на мониторе, куда эндоскоп передает изображение. Крупно, во весь экран видны работающие голосовые складки (связки) и другие составляющие голосового аппарата и гортани. Все это записывается на видеомагнитофон и исследуется. Составленная в лаборатории программа позволяет внимательно рассмотреть всю амплитуду движений складок, характер их смыкания-размыкания, напряжение их на различных этапах звучания. Можно сделать раскадровку, для того чтобы определить, где имеются дефекты в работе голосового аппарата, ошибки в его использовании, дабы помочь их исправить самому пациенту или в случае каких-то заболеваний и патологии излечить их. Голосовые складки — это мышцы, стало быть, их можно тренировать, правильно смыкая и размыкая, чему и учат в лаборатории пациентов, наглядно демонстрируя им на экране, как их связки работают в любую секунду пения.
Новые технологии позволяют проводить профилактику возникновения нарушений голоса, заболеваний голосового аппарата. Голос в ходе занятий становится выносливым, удается расширить его диапазон, сделать звучание более красивым и выразительным, причем происходит это быстрее и эффективнее, чем при традиционных методиках. Лаборатория может обследовать абитуриентов, поступающих в музыкально-драматические, педагогические и тому подобные учебные заведения, и выдавать заключения о состоянии их голосовых аппаратов и гортаней. Здесь же проводится уточнение типа голоса с помощью компьютера, что особенно важно для правильного определения амплуа певца (скажем, он тенор лирический или драматический, баритон или баритональный бас).
Некоторые политики и прочие публичные лица могут воспользоваться этой методикой для наилучшего охмурения электората и уважаемой публики: бархатный голос завораживает, ему легче верят...
Впрочем, не только поющим и громкоговорящим пригодится такая методика. Она поможет проводить диагностику и лечение заболеваний гортани и речевого аппарата у любого пациента, даст возможность эффективнее, чем обычно, оказывать логопедическую помощь при заикании, нарушении произношения отдельных звуков, замедленном или ускоренном темпе речи. Так что, глядишь, скоро всякий, кто пожелает, сможет заполучить голос не хуже, чем в том же Ла Скала.
Тел. (495) 190-35-20, Осипенко Екатерина Владимировна.
О.СЕРДЮКОВ, ИР 3(675) за 2006 г.