Коррекционно-педагогические занятия, для чего они нужны?
Современные достижения медицины, науки и техники в области слухопротезирования (сверхмощные слуховые аппараты и кохлеарные импланты) позволяют лицам с нарушенным слухом восстановить или приобрести способность воспринимать, анализировать мир звуков, в том числе, речь людей и научиться говорить. Однако без организации комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения, эффективность проводимых медицинских мероприятий будет резко снижена.
Цель коррекционно-педагогической работы с лицами – пользователями слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами – вернуть или сформировать слух человеку (ребенку или взрослому) для его успешного гармоничного развития, овладения речью, обучения и воспитания, интеграции и социализации в обществе слышащих людей. Это сопровождение необходимо на всех этапах от момента установки диагноза по слуху до полной реализации поставленных целей.
Длительность психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушенным слухом зависит от множества факторов: возраста потери слуха, уровня развития слухового восприятия и языка, показателей общего психофизического и интеллектуального развития. Так, для оглохших взрослых и детей, эта длительность может варьировать от шести месяцев до двух лет при условии проведения занятий не реже 2- х раз в неделю. Для остальных категорий лиц с нарушенным слухом слухоречевая реабилитация занимает более продолжительный период от двух до десяти лет при условии организации ежедневных занятий, как в образовательном учреждении, так и дома.
Главным фактором успешности остается вовлечение семьи в коррекционно-педагогический процесс. Невозможно будет научить говорить глухого ребенка со слуховыми аппаратами или с кохлеарным имплантом, если его родители или опекуны не станут главными участниками реабилитационного процесса.
научный сотрудник, к.п.н., Тарасова Н.В.